Пропаганда
На днях в Израиле произошло знаковое событие: Галит Дисталь Атбарян, возглавлявшая министерство по делам пропаганды, подала в отставку.
На днях в Израиле произошло знаковое событие: Галит Дисталь Атбарян, возглавлявшая министерство по делам пропаганды, подала в отставку.
На днях в Израиле произошло знаковое событие: Галит Дисталь Атбарян, возглавлявшая министерство по делам пропаганды, подала в отставку. Министерство показало себя абсолютно бесполезным, за всё время своего существования не сумев решить ни одну из стоящих перед ним задач.
Можно было бы списать это на некомпетентность госпожи министра, но, к сожалению, реальные причины провала глубже. Очевидный, хоть и прискорбный факт: Израиль как государство давно и стабильно проигрывает в плане пропаганды, даже не пытаясь ничего изменить. Мы же с вами, рядовые израильтяне, ощущаем этот проигрыш — в разговорах, в соцсетях — и раз за разом не понимаем, почему люди не знают очевидных вещей, почему раз за разом выбирают сторону наших противников, и как нам защищаться от нелепых, казалось бы, обвинений. И возможно ли это в принципе?
Важно понять: пропаганда — это искусство, это отработанные и изученные технологии. На голом энтузиазме и ощущении своей моральной правоты она не работает.
У пропаганды есть свои законы, которым мы не хотим или не умеем следовать. Раз за разом израильтяне пытаются собрать велосипед, приделывая ему квадратные колёса, после чего очень удивляются, когда он не едет.
Как же устроен этот велосипед? Давайте разберёмся.
Равнодушный жестокий мир
Большинство не слишком заботится о нас. Говоря попросту, на нас всем наплевать.
Мы живём в мире постоянной информационной перегрузки. Условному Пьеру в Нанси или Луису в Буэнос-Айресе абсолютно безразличны проблемы далёких стран.
Попробуем осознать простой факт: для 99% населения мира Израиль — просто часть информационного шума. Где-то между рекламой прокладок, новостями о войне в Эфиопии и курсами кройки и шитья.
Нет, разумеется, у всех бывают свои увлечения, кто-то может заинтересоваться историей Эфиопии или начать учиться кроить брюки. Но! — На базовом уровне — никого не волнуют проблемы далёкой и непонятной страны.
Почему же кого-то волнуют палестинцы?
Потому что у палестинцев получилось проковырять отверстие в скорлупе всеобщего безразличия, а у нас — нет.
У каждого есть эта защитная корочка, не позволяющая тратить эмоции, перегружаться и выгорать. «Жертвами гражданской войны в эфиопском штате Тыграй стали 600 тысяч человек». Кто из нас будет долго думать о штате Тыграй? Ужаснёмся на пять секунд, пролистаем, забудем через три минуты.
Есть разные способы пробиться сквозь эту корочку:
а) Увлекательность. Люди любят истории, сюжеты, динамику, экшн. Хорошо сделанный ролик, где показан простой, динамичный и яркий сюжет — плачущий ребёнок, сидящий на развалинах, падающие бомбы, бегущие люди, искажённое лицо, сломанная детская машинка на руинах, потом бегущая строка: «миллион человек остались без дома вследствие израильских бомбёжек» — зритель твой.
б) Отождествление. «Врачи в Газе: без электричества пациенты погибнут через трое суток*». Кто из нас не был в больнице и не представляет себя в роли пациента? Важно, чтобы зритель мог поставить себя на место тех, к кому ты хочешь вызвать симпатию.
в) Долбёжка. «Израиль бомбит Палестину», повторяемое всеми газетами двадцать лет каждые несколько месяцев, уже становится частью реальности, откладывается в памяти. И уже задаёт отношение к конфликту — кто агрессор по умолчанию.
г) Иллюстрации. Важно задействовать образное мышление, сделать факт объёмным, дышащим, живым. Мы склонны одушевлять объекты, и чем больше образов — тем лучше. «Страдает мирное население» — это ни о чём. Картинка бегущей матери с ребёнком на руках, потом бомба, падающая на дорогу, — внимание зрителя приковано.
д) Зацепки, символы. Пожилой палестинец бережно достаёт из кармана ржавый ключ, «это ключ от дома моего деда, я надеюсь, когда-нибудь…», потом говорит, что уже второй раз теряет дом, на этот раз от израильских бомбёжек. Всё, есть символ — история запоминается — зритель опять твой.
е) Ощущение складывающегося паззла. Бегущая от бомбёжек мать, палестинец с ключом, сломанная детская машинка — в какой-то момент зритель собирает себе в сознании единую картинку происходящего, где детали не противоречат друг другу в эмоциональном плане. Логические нестыковки и отсутствие фактов всем по-прежнему глубоко безразличны.
з) Единый эмоциональный фон. Важно создать ощущение консенсуса, дать понять, что все вокруг думают так же. Люди — конформисты, мы всегда ориентируемся на общепринятое мнение. «Бомбёжки мирного населения недопустимы ни при каких обстоятельствах» — кто станет спорить с этим? Апелляция к нормам, к общеизвестным истинам — без попыток задействовать логику. Подтверждение собственной моральной правоты любят все; думать и анализировать не любит никто.
и) Принадлежность к «своим». Мы лучше воспринимаем информацию от тех, кто нам ближе. Китаец, рассказывающий о репрессиях в Китае, может вызвать сострадание. Но француз, приехавший в Китай, подвергшийся там репрессиям (или даже передающий слова пострадавших), во Франции найдёт больше понимания.
к) Простота. Посыл должен быть простым и однозначным. «Израиль — плохой, Палестина — хорошая». Не надо сложностей, не надо лишних деталей: эти — хорошие, те — плохие. Всё.
Поэтому любые подобные сообщения всегда должны быть одномерными. «Израиль бомбит мирное население, число жертв превысило…» — хорошо — зрителю легко понять, на чьей стороне правда. «Война Израиля и ХАМАС, мирное население с обеих сторон страдает от войны» — плохо — поди разбери, с кем идентифицироваться.
Чем проще, тем лучше.
Мы разобрали некоторые, далеко не все, смею заверить, базовые принципы, которые необходимо учитывать, чтобы пропаганда работала. А теперь давайте попробуем честно ответить на простой вопрос.
Учитывает ли Израиль хоть какие-то из них?
Ответ, как нам кажется, очевиден.