Настроения арабского мира во время войны: насколько арабы соотносят себя с ХАМАС?
Существует множество спекуляций относительно арабо-израильского конфликта и позиции арабского населения, затронутого этим конфликтом. Война, начатая ХАМАС 7 октября, добавила вопрос: насколько арабское население соотносит себя с действиями и идеями ХАМАС и его сторонников?
Существует множество спекуляций относительно арабо-израильского конфликта и позиции арабского населения, затронутого этим конфликтом. Война, начатая ХАМАС 7 октября, изрядно подлила масла в огонь этой дискуссии, поставив ребром вопрос: насколько арабское население соотносит себя с действиями и идеями ХАМАС и его сторонников?
«Жертвы израильского террора и оккупации», «бесстрашные борцы за свободу», «пособники радикального исламского терроризма», «угроза еврейскому народу» — это лишь малая часть обобщающих и объективизирующих арабское население штампов, которыми жонглируют политически ангажированные наблюдатели. Существует множество спекуляций относительно арабо-израильского конфликта и позиции арабского населения, затронутого этим конфликтом. Война, начатая ХАМАС 7 октября, изрядно подлила масла в огонь этой дискуссии, поставив ребром вопрос: насколько арабское население соотносит себя с действиями и идеями ХАМАС и его сторонников?
Листая ленту новостей, можно найти разные ответы на этот вопрос. С одной стороны, мы видим видеозаписи, на которых гражданское население Газы и ПНА радостно раздает конфеты всем желающим после очередного теракта против евреев. С другой — читаем заявление генерального инспектора полиции Израиля Коби Шабтая, в котором он благодарит израильских арабов за лояльность и игнорирование призывов ХАМАС выходить на улицы в «день гнева» [1]. Мы наблюдаем противоречивые настроения и внутри арабского общества: от призывов к насилию до скепсиса — а стоит ли ввязываться в конфликт [2]? Например, араб-мусульманин Нусейр Ясин признался, что после зверских действий ХАМАС он задумался о своей идентичности. По его словам, «сегодня он видит себя скорее израильтянином, чем палестинцем» [3]. Так где же грань между пропагандой и реальным положением дел?
Здесь мы не станем выяснять, на чьей стороне арабское большинство. Наша цель — попробовать понять, какие настроения присутствуют сейчас в арабском обществе и как они поменялись или обострились в связи с нынешней ситуацией. Мы лишь коснемся исторического контекста, не вдаваясь в подробности культуры, быта и образования, — это тема для другого большого исследования. Мы рассматриваем «здесь и сейчас» и то, какие последствия можно ожидать в контексте происходящих процессов.
Утомленные ХАМАС: как отразилось правление ХАМАС Газой на настроениях жителей сектора?
В августе 2005 года Израиль в одностороннем порядке вывел все свои войска из Сектора Газа, предоставив контроль над территорией Палестинской Национальной Автономией партии ФАТХ. Практически сразу же после началась гражданская война между ФАТХ и оппозиционной, гораздо более радикальной, партией ХАМАС за власть над регионом.
Партия ХАМАС была основана в 1987 году, а к началу 21 века заручилась поддержкой за рубежом. Ее поддержали Турция, Иран и Сирия. После нескольких крупных столкновений и взаимных попыток лидеров партий совершить покушения друг на друга, силы ХАМАС одержали победу, и фактическая власть перешла в их руки.
Цель своего движения ХАМАС сформулировал как создание исламского государства и борьбу с «израильской оккупацией», пока Израиль не прекратит свое существование. Израиль отреагировал на приход к власти ХАМАС признанием всего сектора Газа «враждебным государственным образованием» и начал частичную ресурсную и экономическую блокаду. Так как еще совсем недавно сектор находился в составе Израиля, электроэнергия и вода, не говоря уже об энергоносителях и продовольственных товарах, продолжали поставляться Израилем. Теперь же Израиль начал использовать контроль над поставками в регион в качестве одного из рычагов влияния. ХАМАС, в свою очередь, использовал эту ситуацию для обвинения Израиля в «геноциде» палестинцев и несправедливой оккупации сектора. Это позволило ХАМАС добиться помощи от многих мусульманских стран региона, а также России и ООН. С тех пор в сектор поступает гуманитарная помощь, официально предназначенная для поддержки и повышения уровня жизни населения. На деле же ХАМАС использует ее в основном для развития военной инфраструктуры.
А что жители Газы? Как они приняли новую власть? Поддерживают ли они своих лидеров в непримиримой борьбе за свободу? Вопросы риторические. Сомнений в низком уровне жизни в секторе Газа нет ни у одной из сторон конфликта. Нищета, безработица, высокий уровень преступности и коррупции — основные проблемы региона на протяжении почти 20 лет. Согласно отчету ЮНИСЕФ за 2023 год, больше половины из двухмиллионного населения сектора находятся за чертой бедности [4], а согласно данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), уровень безработицы в секторе Газа составляет почти 80% и является одним из самых высоких в мире [5]. Статистических данных по уровню преступности и коррупции в Газе, к сожалению, практически нет, так как все органы правопорядка и правовые организации находятся под контролем ХАМАС. Тем не менее, в докладе Государственного департамента США, посвященном правам человека в Израиле, ПНА и Газе, можно найти свидетельства о большом количестве насильственных и других преступлений, абсолютное большинство которых остается нераскрытыми. В этом же докладе говорится о «непрозрачности» власти, полностью контролируемых СМИ и других правонарушениях в секторе [6]. Всё это происходит на фоне чрезмерного потребления правящих элит, которые используют большую часть поступающей помощи для личного обогащения и строят для себя дворцы и престижные кварталы [7].
Исходя из открытых данных, только около 400 тысяч постоянных резидентов Газы имеют работу. Из них 31% трудоустроен в государственном секторе — в государственных и муниципальных учреждениях и правоохранительных органах. Этот сектор экономики является «золотой жилой» для Газы, ведь средняя зарплата в нем составляет около 27 долларов в день, в то время как в частном секторе она составляет меньше 10 долларов в день [8]. За пределами государственного сектора самой большой отраслью экономики являются рыбное и сельское хозяйства, где сосредоточено около 6% трудоустроенных жителей Газы, но эта отрасль турбулентна на фоне военных конфликтов с Израилем. Как же зарабатывают на хлеб жители, которым не хватило рабочего места на родине? До 7 октября 2023 года около 11 000 резидентов Газы имели разрешение на работу в Израиле [9]. Большая часть трудовых мигрантов занималась неквалифицированным трудом, тем не менее приносившим им около 60 долларов в день [10]. Конечно, в процентном соотношении поток трудовых мигрантов из Газы в Израиль был небольшим, но всё же больше, чем в соседний Египет, куда трудовых мигрантов из Газы практически не пускают [11].
Фактически такое положение дел сигнализирует о несостоятельности палестинской власти во внутренней политике. Сами же руководители ХАМАС во всём обвиняют «израильских оккупантов». Такую повестку распространяет не только сам ХАМАС, Палестинская национальная администрация и другие заинтересованные стороны конфликта, но также ООН, Европейский Союз, Россия, Турция и многие леволиберальные активисты в западных странах, включая (до войны) и израильских активистов. Удручающее положение дел в стране используется в качестве оправдания для «движения сопротивления», терактов и ракетных обстрелов территории Израиля. Причем исходит эта повестка не только от политиков, но и от деятелей культуры. Было снято множество фильмов и написано множество книг, показывающих «истинную суть израильского притеснения арабов» и передающих «истинный дух свободолюбивых жителей оккупированных территорий».
Одним из таких фильмов является снятый в России в 2013 году «И мы любим жизнь», повествующий о судьбе юного Ахмада, мечтающего стать моряком, чтобы сбежать из-под «оккупации», но «деспотичный Израиль» своими постоянными обстрелами и прочими притеснениями лишает героя надежд на исполнение мечты и вынуждает стать шахидом [12]. Фильм был снят при участии лидера ХАМАС Исмаила Хании и показан в Москве в рамках Международного дня солидарности с палестинским народом, установленного ООН. Другой, ставший гораздо более популярным, документальный фильм от Netflix «Рожденный в Газе» (2014) [13] повествует о поломанных судьбах детей и подростков. В фильме упоминается война с Израилем, но не упоминается ХАМАС.
Даже не углубляясь в тему, можно смело сделать вывод, что всё происходящее в Газе полностью устраивает ее жителей. Мы не видим протестов против ХАМАС ни в Газе, ни за ее пределами. За редкими исключениями вроде «зеленого принца» [14] мы не слышим заявлений «диссидентов» из Газы, которые бы призывали посмотреть на ситуацию под другим углом. Мы также наблюдаем полную безмятежность международных организаций, которые не готовы дать объективную оценку происходящему в Газе.
Тем не менее, серьезно относиться к отсутствию альтернативной оценки со стороны газоватов и сторонних наблюдателей можно в той же мере, что и к показаниям освобожденной из плена Йохевед Лифшиц о прекрасном отношении террористов к заложникам [15]. За попытку противостоять ХАМАС или сбежать из Газы, как правило, грозит неминуемая расправа над «оппозиционером», либо над его родственниками [16]. Жители Газы живут в страхе, вся их жизнь подчинена правилам, установленным ХАМАС, и поэтому ожидать даже минимального противостояния не приходится.
К счастью, даже сектор Газа не является непроницаемым для желающих понять реальное положение дел. Согласно исследованию, проведенному Палестинским центром политики и исследований совместно с Национальным фондом в поддержку демократии в 2023 году, более 40% респондентов в младших и старших возрастных категориях не поддерживают ХАМАС. Чуть меньший процент опрошенных частично поддерживают нынешнее правительство, а о поддержке ХАМАС в той или иной мере заявили всего около 20% опрошенных [17].Власть Махмуда Аббаса также не устраивает жителей Газы, и лишь 12% опрошенных хотели бы его видеть в качестве главы администрации. Большая же часть респондентов — 52 процента — считают действующую власть ПНА обузой для палестинского народа. При этом партия ФАТХ сама по себе вызывает у жителей Газы наибольшую симпатию по сравнению с ХАМАС и «Исламским джихадом».
Власть Махмуда Аббаса также не устраивает жителей Газы и лишь 12% опрошенных хотели бы его видеть в качестве главы администрации Газы. Большая же часть (52%) респондентов считают действующую власть ПНА — обузой для палестинского народа. При этом партия ФАТХ сама по себе вызывает наибольшую симпатию среди жителей Газы в сравнении с ХАМАС и Исламским Джихадом.
Отвечая на вопрос об ожиданиях от новой власти, респонденты называют повышение уровня медицины, образования, решение продовольственного кризиса и многое другое. При этом, в отличие от большинства респондентов из таких стран, как Иордания, Ирак, Ливан, Марокко и Тунис, 69% жителей Газы не желают или не планируют покидать дом с целью иммиграции. Подавляющее большинство опрошенных не теряют надежду строить жизнь в том месте, где они родились. Ради этого они, в частности, согласились бы на создание «двух государств для двух народов» [18].
Стоит отметить, что подробной и убедительной информации о настоящем положении дел в Газе и реальных настроений в обществе крайне мало. Несмотря на это, из имеющихся источников информации можно заключить, что далеко не все жители Газы довольны путем, который избрал для них ХАМАС. Этот путь не соответствует ни их повседневным нуждам, ни долгосрочным планам. Неизвестно, как отразится нынешняя ситуация на настроениях в обществе Газы и насколько она повлияет на поддержку ХАМАС и не менее радикального «Исламского джихада». Однако говорить о всеобщей и безоговорочной поддержке существующего положения дел в секторе Газа его жителями точно не приходится.
Возмущенные, но нерешительные: как реагируют жители арабских стран региона на войну ХАМАС и Израиля?
Анализировать реакцию арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки непросто, как минимум потому, что в каждой из этих 22 стран разные политические режимы и разные уровни религиозности населения и экономического благополучия. Все эти факторы, безусловно, сказываются на инфополе палестино-израильского конфликта, включая нынешнюю эскалацию. На уровне государства, для одних стран резкая антиизраильская позиция — это залог сохранения авторитета среди основного электората и среди ближайших политических партнеров. Для других этот конфликт — возможность повлиять на глобальные процессы, тем самым подняв свой престиж и значимость на мировой арене. Для третьих же этот конфликт является проблемой, заставляющей принимать экономически и политически невыгодные решения, или вовсе пересматривать свой политический вектор. В целом все витки настроений, как правило, зависят от событий, имеющих широкую огласку. Это может быть и очередное обострение палестино-израильского конфликта, и новые внешнеполитические решения Израиля, включая сближение со странами арабского мира.
По большому счету, реакцию на войну, начатую ХАМАС 7 октября, можно назвать умеренной. Безусловно, были и протесты, в некоторых случаях сопровождавшиеся погромами со стороны протестующих как в городах ПНА, так и в Ливане, Сирии, Ираке и Иордании [19]. Как правило, таким массовым протестам предшествуют громкие инфоповоды. В то же время призывы лидеров ХАМАС выходить на улицы в «день гнева» в этих странах игнорируются. Откровенно антиизраильские и прохамасовские акции можно с большей вероятностью увидеть в городах Европы, США и России, нежели в Тунисе и Кувейте (хотя там они тоже есть). Самая большая вспышка арабских протестов за последнее время произошла 17 октября после сообщения ХАМАС, подхваченного мировыми СМИ, о попадании израильской ракеты в больницу Аль-Ахли в секторе Газа, когда якобы было убито около 500 человек [20]. Несмотря на отсутствие прямых подтверждений, это яркое информационное событие вывело на улицы людей по всему миру. В некоторых городах ПНА, таких как Дженин, люди выходили толпами с призывами как против Израиля и его агрессии, так и против руководства страны, которое, по мнению участников протеста, проявляет слабость и не защищает интересы палестинского народа.[21]. Также в столице Иордании Аммане произошла попытка штурма израильского посольства, а на западе страны толпа с палестинскими флагами попыталась пройти к израильской границе, вступив в конфронтацию с иорданским службами безопасности [22] [23]. Стоит отметить, что в Иордании проживает большое количество палестинцев, с которыми у иорданских властей на протяжении долгого времени были и остаются напряженные отношения [24]. Однако вспыхнувшие в арабских странах волны протестов довольно быстро стихли. После опровержения Израилем причастности к обстрелу больницы и демонстрации доказательств того, что жертв среди гражданского населения было гораздо меньше, протесты и вовсе прекратились до следующей волны митингов после начала частичной наземной операции Израиля в секторе Газа в ночь с 26 на 27 октября.
Причин такой скромной реакции, вопреки ожиданиям ХАМАС, несколько. В первую очередь, журналисты, исследующие вопрос, указывают на «усталость» от конфликта [25]. Нет сомнений в том, что большинство жителей арабских стран испытывают солидарность с палестинским народом. К тому же, в связи с отсутствием или сильным общественным и государственным порицанием альтернативной информации, у многих просто нет возможности посмотреть на природу конфликта и его детали. Тем не менее, многие видят бесперспективность решения конфликта, особенно методами ХАМАС. Жители Марокко, ОАЭ и Бахрейна, с которыми до войны Израиль успешно налаживал отношения, хоть и в малых количествах, но начали путешествовать в Израиль и смотреть на страну свежим взглядом. [26] Для арабов Саудовской Аравии перспектива потепления отношений между странами могла стать выгодной и удачной. Во-первых, это помогло бы укрепить торговые и туристические отношения. Во-вторых, шиитский Иран представляет суннитскому правящему большинству в странах на Аравийском полуострове и Персидском заливе не меньшую угрозу, чем Израилю, что делает Саудовскую Аравию потенциальным союзником [27]. По этой причине в том или ином виде альянс суннитского мира с Израилем мог бы действительно изменить Ближний Восток, укрепив не только экономику, но и безопасность всего региона. Наконец, для определенной категории арабов конфликт лишен смысла ввиду их скептического, а порой и негативного отношения к палестинцам. Так, для египтян и иорданцев эскалация конфликта может грозить миграционным кризисом и большим количеством социальных проблем [28].
Рассматривать кейсы взаимоотношений разных арабских стран с Израилем и Палестиной можно бесконечно долго, ведь нюансов, связанных с каждой страной, великое множество, и все они влияют на отношение к происходящим в регионе конфликтам. Возможно, Мезуза еще вернется к этой теме, а пока можно сделать вывод, что хотя палестино-израильский конфликт в целом и начатая ХАМАС война в частности беспокоят многих жителей арабских стран, единодушной поддержки ни у ХАМАС, ни у его союзников точно нет. На неоднозначность конфликта, методы его решения, а также перспективы его исхода большинство арабов реагируют как минимум сдержанно и ситуативно. Нам еще только предстоит увидеть, какую форму обретут эти настроения по итогам войны.
В поисках дома: как израильские арабы переосмысливают свое отношение к Израилю?
Не секрет, что из почти 10-миллионного населения Израиля два миллиона составляют граждане-арабы. Из них больше миллиона — мусульмане, около 120 тысяч — христиане, и столько же друзов. Отношения внутри израильского общества между арабами (преимущественно мусульманами) и евреями менялись от десятилетия в десятилетию, перерастая от ожесточенных внутренних конфликтов до относительно тихого сосуществования.
Самый лояльный по отношению к Израилю сегмент арабского населения — друзы. Несмотря на периодически вспыхивающие протесты в общине и свидетельства дискриминации друзов со стороны евреев, друзы, тем не менее, являются единственными гражданами-неевреями, для которых обязательна служба в армии [29]. Друзские солдаты считаются бесстрашными и принимают участие во всех израильских войнах и конфликтах, включая текущую войну, в основном защищая север страны [30].
Арабы-христиане также представляют собой небольшую общину, при этом интегрированную в израильское общество. В частности, представители арабо-христианской общины играют заметную роль в политических процессах страны, включая недавнюю попытку правительства провести судебную реформу [31]. Несмотря на то, что они не обязаны служить в израильской армии, некоторые арабы-христиане идут в нее добровольцами. Для одних это возможность социализироваться и больше интегрироваться в общество [32]. Для других — способ защитить свою общину, для которой исламский террор представляет не меньшую угрозу, чем для еврейской [33]. Как и у евреев, у арабов-христиан нет другого государства, и хотя Израиль не является для них национальным государством, для многих это единственный дом, который они любят и который стремятся обустраивать и защищать. Один из самых известных арабов-христиан, открыто выступающий с произраильской позицией, — блогер и журналист Йосеф Хаддад [34]. После последней атаки ХАМАС на Израиль он призывает арабов по всему миру пересмотреть свое отношение к конфликту и увидеть, какую угрозу терроры ХАМАС представляют для всего мира [35]. К сожалению, исследований, посвященных этой общине очень мало, а ее представителей видно и слышно заметно хуже, чем других. Тем не менее, можно сказать почти определенно, что действия ХАМАС эта община не поддерживает, зато поддерживает Израиль либо на фронте, либо в тылу.
Внутри мусульманской общины Израиля обычно выделяют бедуинскую. Бедуины проживают по большей части на юге страны, в районе пустыни Негев. Эти территории, в частности, были атакованы террористами ХАМАС утром 7 октября. В ходе резни, устроенной боевиками ХАМАС, было убито по меньшей мере 17 и похищено 7 бедуинов [36] [37]. Этот факт произвел большое впечатление на мусульманскую и бедуинскую общины, продемонстрировав, что под прицелом ХАМАС и других террористов находятся не только евреи, но и все, кто им попадется под руку. Для бедуинов нет обязательной службы, однако желающих служить добровольно оказалось достаточно, чтобы сформировать целый бедуинский батальон, который прямо сейчас принимает активное военное участие в операции в секторе Газа [38]. Бедуинские солдаты проявляют себя достойно, а порой и героически, делая всё для защиты своих семей и сослуживцев. Бедуинские волонтеры, не служащие в армии, так же, как десятки тысяч израильтян, помогают нуждающимся в сборе гуманитарной помощи и других видах волонтерской деятельности [39]. Часто, вопреки осуждению со стороны мусульманского сообщества, бедуины пытаются донести понимание того, что ХАМАС не имеет никакого отношения к исламу, а долг настоящего мусульманина сейчас состоит в том, чтобы защищать свой дом от беспрецедентной агрессивной атаки. Безусловно, в Израиле есть свои проблемы с бедуинской общиной, которые выражаются и в высоком уровне криминализации в бедуинских районах, и в периодических столкновениях с еврейскими и другими общинами Израиля [40][41]. Тем не менее, с началом войны 7 октября бедуинская община не раз показала, на чьей стороне она в этом противостоянии.
Что касается арабов-мусульман, проживающих в арабских городах и поселениях, смешанных городах и Восточном Иерусалиме, то их реакция на войну оказалась для многих удивительной. Дело в том, что в ходе эскалации в мае 2021 года между Израилем и объединенными силами ХАМАС и «Исламского джихада», одним из самых неожиданных и серьезных вызовов стали массовые беспорядки в смешанных городах. Арабы-мусульмане, проживающие в таких городах, как Яффо, Лод, Рамле, Акко и других, начали устраивать нападения на евреев, громить еврейские магазины и рестораны, активно поддерживать действия террористов в социальных сетях [42]. Эти события оставили заметный след на израильском обществе, неминуемо заставляя ожидать повторения чего-то подобного после 7 октября, учитывая, к тому же, призывы лидеров ХАМАС. К счастью, опасениям не было суждено сбыться. За более чем три недели войны массовых протестов среди арабского населения замечено не было, как не было и нападений и столкновений в смешанных городах. Безусловно, на «тишину на арабской улице» повлияла повышенная бдительность сил безопасности и успешный опыт подавления беспорядков в прошлый раз. Питать иллюзий на счёт резкого изменения настроений не приходится, ведь еще недавно мы видели и попытки терактов со стороны арабов-израильтян, и протесты с палестинскими флагами на улицах городов и в университетских кампусах .[43]. Действительно, немалое количество арабов-мусульман в Израиле считают себя палестинцами и, в общем, поддерживают антиизраильские настроения, считая израильскую власть оккупационной. При этом небольшой, но сдвиг в настроениях израильских мусульман также наблюдается. Основной причиной, опять же, является тот факт, что атака террористов была беспрецедентно жесткой и унесла жизни не только евреев, но и мусульман. Представитель влиятельной среди мусульман партии арабского объединенного списка Мансур Аббас уже неоднократно высказался в поддержку израильских действий и призвал мусульман к сдержанности [44]. При всей искренности, главной мотивацией таких заявлений является желание показать, что арабы-мусульмане — не ХАМАС, чтобы лишний раз не столкнуться с подозрительным отношением или дискриминацией со стороны израильтян [45].
В плену неоднозначности: подведение итогов
Арабский мир крайне неоднороден. Кроме общей религии и, пожалуй, национальной самоидентификации его представители имеют между собой мало общего, и хотя на протяжении десятилетий однозначное отношение к палестино-израильскому конфликту и противостояние с Израилем на всех уровнях было одним из таких объединяющих факторов, сегодня мы видим, что реакции внутри каждого отдельного сообщества на очередное военное обострение очень разные. От непримиримой борьбы против «израильской оккупации» и «свободу Палестины от реки до моря» до индифферентности к конфликту и даже поддержке Израиля. Жители Газы, ставшие разменной монетой в глобальном обострении ситуации в секторе, кажется, сами не всегда уверены в том, на чьей они стороне и так ли важно быть на чьей-то стороне в момент, когда мир вокруг рушится. Арабское население стран региона судорожно мечется между солидарностью с палестинским народом и собственным благополучием. Израильские же арабы, вне зависимости от религиозных убеждений, в очередной раз встали перед выбором: относиться к Израилю как к своему дому и поддерживать его или продолжать бороться за свободу от израильской власти. Сложно сказать, к чему эти настроения в конечном итоге приведут. До конца войны может поменяться множество факторов. Тем не менее, мировому сообществу в целом и Израилю в частности стоит отнестись к реальному положению дел в арабском обществе внимательнее, чем к официальным позициям политических представителей, строго следующих конъюнктуре.
Автор: Даниэль Воскобойников